Советы автомобилистов
1
Для передачи вращательного движения между двумя полуосями в автомобилях используется ШРУС или как его еще называют «граната». Особенностью работы ШРУСа является то, что передача вращательного движения происходит в условиях изменяющегося угла соотношения двух полуосей.
У человека, который первый раз перед собой видит ШРУС, сразу возникают вопросы о том, как он работает и как устроен. Однако это только на первый взгляд все сложно, а на самом деле устройство ШРУСа весьма простое и понятное. «Граната» автомобиля ВАЗ-2110 состоит из корпуса шарнира, внутренней обоймы и сепаратора с шестью шариками.
Рассматривая разобранный ШРУС можно заметить, что количество сферических канавок на внутреннем шарнире и корпусе одинаковое и соответствует количеству металлических шариков в сепараторе. Исходя из этого, можно понять, что шарики, перемещаются по канавкам между корпусом и кулаком. Усилие с ведущего вала передается через кулак на обойму и далее на ведомый вал. Изменение угла между валами никак не влияет на подвижные шарики, они спокойно продолжают передавать усилия. Отметим, что данная конструкция весьма равномерно передает вращательные движения и, несмотря на свою кажущуюся сложность исполнения, она выходит из строя гораздо реже, чем другие узлы ходовой части автомобиля.
Для прохождения всех дорожных препятствий недостаточно одной «гранаты», поэтому в машинах ставят два типа ШРУСов: внешний и внутренний. Внутренняя «граната» передает вращательный момент от трансмиссии на вал, а внешняя «граната» зацепляется уже со ступицей колеса.
У человека, который первый раз перед собой видит ШРУС, сразу возникают вопросы о том, как он работает и как устроен. Однако это только на первый взгляд все сложно, а на самом деле устройство ШРУСа весьма простое и понятное. «Граната» автомобиля ВАЗ-2110 состоит из корпуса шарнира, внутренней обоймы и сепаратора с шестью шариками.
Рассматривая разобранный ШРУС можно заметить, что количество сферических канавок на внутреннем шарнире и корпусе одинаковое и соответствует количеству металлических шариков в сепараторе. Исходя из этого, можно понять, что шарики, перемещаются по канавкам между корпусом и кулаком. Усилие с ведущего вала передается через кулак на обойму и далее на ведомый вал. Изменение угла между валами никак не влияет на подвижные шарики, они спокойно продолжают передавать усилия. Отметим, что данная конструкция весьма равномерно передает вращательные движения и, несмотря на свою кажущуюся сложность исполнения, она выходит из строя гораздо реже, чем другие узлы ходовой части автомобиля.
Для прохождения всех дорожных препятствий недостаточно одной «гранаты», поэтому в машинах ставят два типа ШРУСов: внешний и внутренний. Внутренняя «граната» передает вращательный момент от трансмиссии на вал, а внешняя «граната» зацепляется уже со ступицей колеса.
Как говорилось выше, ШРУСы выходят из строя реже, чем другие детали автомобиля, причиной этому является сверхпрочный материал, из которого они сделаны. Однако ничего вечного не бывает и «гранаты» иногда также ломаются. Выход из строя ШРУСов может произойти по одной из следующих причин:
- Использование бракованных или поддельных комплектующих с низким качеством;
- Отсутствие смазки;
- Повреждение защитного пыльника с последующим попаданием в шарнир грязи.
Перед заменой ШРУСа автомобиля ВАЗ необходимо провести дефектовку, чтобы быть уверенным в неисправности именно этой детали.
Проверка внешнего ШРУСа.
Главным показателем того, что «граната» вышла из строя является появление «хруста» при движении автомобиля. Этот хруст появляется при перекатывании шариков по канавкам с предельным износом. Обычно этот неприятный звук проявляется при вхождении автомобиля в повороты и при резких ускорениях.
Чтобы точно убедиться в неисправности внешнего ШРУСа стоит выполнить следующие манипуляции:
- Трогаться с места и при этом создавать несильные рывки;
- Изменять нагрузки на ходовую часть (резко тормозить и ускоряться).
Если при проведении этих действий вы услышите «хруст», значит пришло время менять внешний ШРУС.
Проверка внутреннего ШРУСа
Внутренний ШРУС в отличие от внешнего не работает при больших углах. Поэтому вышеуказанные методы проверки для внутренней «гранаты» не подойдут. Однако внутренний ШРУС также издает хруст и делает он это при движении по прямой, особенно часто этот неприятный звук появляется при пересечении различных препятствий (ям, кочек и т.д.).
Чтобы окончательно убедиться в неисправности внутреннего ШРУСа, нужно провести такой эксперимент:
- Ведущие колеса подвешиваются, чтобы вывести внутреннюю «гранату» на максимальный рабочий угол;
- Запускается двигатель автомобиля;
- Включается первая передача.
Если внутренний ШРУС изношен, то вы услышите характерный «хруст».
Чтобы окончательно убедиться в неисправности внутреннего ШРУСа, нужно провести такой эксперимент:
- Ведущие колеса подвешиваются, чтобы вывести внутреннюю «гранату» на максимальный рабочий угол;
- Запускается двигатель автомобиля;
- Включается первая передача.
Если внутренний ШРУС изношен, то вы услышите характерный «хруст».
После того, как дефектовка выявила изношенность ШРУСов, можно переходить к их замене.
Перед началом непосредственных действий по замене ШРУСа необходимо поддомкратить автомобиль, установить под задние колеса противооткатные башмаки и ослабить гайки ступиц. Далее выполняем действия по нижеизложенной методике:
- Полностью откручиваем гайку ступицы и достаем упорную шайбу;
- Находим два болта, крепящие нижнюю шаровую опору, откручиваем их;
- Проворачиваем руль в крайнее положение. Далее оттягивая поворотный кулак, пытаемся снять ступицу со шлицов приводного вала;
- При помощи монтажной лопатки достаем внутренний шарнир из шлицов КПП;
- Зажимаем в тисках приводной вал и снимаем пыльники со ШРУСов. Если пыльники имеют дефекты, то проще их срезать ножом;
- Используя выколотку и молоток, сбиваем ШРУСы с приводов.
После этого остается заменить изношенный ШРУС и можно приступать к сборке этого важного узла. При проведении сборочных работ хотелось бы обратить внимание автомобилистов на один момент. После установки привода в дифференциал КПП необходимо приложить некоторое усилие, чтобы «граната» хорошо зафиксировалась в шестерни полуоси. Для этого нужно взять смягчающую проставку (деревянный брусок) и через нее наносить несильные удары молотком по оси вала. Далее работы по установке ШРУСа выполняются в обратной последовательности. Именно так и выполняетсязамена внутреннего ШРУСа ВАЗ-2110.
2
ШРУС-«граната» является важнейшей частью ходовой части автомобиля ВАЗ-2110. ШРУС находится под постоянным воздействием нагрузок, что в итоге и приводит к его выходу из строя. «Граната» изготавливается из высококачественной стали, благодаря чему она способна долгое время выдерживать высокие нагрузки, но все равно эта деталь не вечна и когда то ее приходится менять.
К главным причинам выхода из строя этой детали стоит отнести попадание в ШРУС грязи или песка, что в итоге приводит к механическим повреждениям внутренней части «гранаты». Такое может произойти при порванном защитном пыльнике ШРУCа. Выявить неисправность «гранаты» можно на слух – при движении автомобиля вы будете слышать неприятный хруст. Данный узел не подлежит ремонту, при выходе из строя ШРУC подлежит замене.
Для того, чтобы такая процедура, как самостоятельная замена внутреннего шруса ВАЗ-2110, была выполнена без проблем, необходимо подобрать следующий набор инструментов, а также оборудование и детали:
- Новый ШРУС. Вместе с самой деталью должны поставляться хомут и смазка;
- Ремонтная яма или специальный подъемник;
- Набор инструмента, включающий в себя плоскогубцы, отвертки, гаечные ключи, головки и т.д.;
Далее мы предлагаем более детально разобрать процесс самостоятельной замены внутреннего ШРУСа. Все работы по замене «гранаты» выполняются только на яме или подъемнике. Связано это с тем, что по другому к данному узлу просто не добраться.
В первую очередь требуется провести ряд подготовительных действий:
- Зафиксировать ремонтируемое автотранспортное средство. Сделать это можно включив четвертую передачу и плотно затянув стояночный тормоз;
- Установить противооткатные башмаки или деревянные клинья под задние колеса;
- Снять колесный колпак и открутить ступичную гайку (для этого используйте вороток и соответствующую головку);
- Далее необходимо открутить крепежные элементы колеса;
- С помощью домкрата вывесить демонтируемое колесо.
После того, как ремонтируемый узел окажется в досягаемости, требуется выполнить такие операции:
-Открутить шесть крепежных болтов. После этого вся конструкция будет держаться только на одном фланце;
- Открутить крепежные болты нижней опоры поворотного кулака;
- Провернуть рулевой механизм в крайнее положение, после чего агрегат сам должен выпасть.
Продолжаем работать уже с самим агрегатом:
- Снимаем защитный пыльник;
- Затем удаляем стопорное кольцо;
- Снимаем шарнир. Делаем это аккуратно, чтобы не повредить другие узлы автомобиля;
- Проводим диагностику снятого узла;
- Устанавливаем новый ШРУС (все операции выполняем в обратной последовательности).
При выполнении монтажа нового ШРУCа стоит обратить внимание на такие моменты:
- На конце вала должна быть установлена пластиковая заглушка;
- Перед сборкой все узлы промазываются смазкой «Литол-24»;
- Стопорное кольцо устанавливается перед непосредственной постановкой узла на автотранспортное средство;
- Привод должен одеваться на шестерню до полной его фиксации. Для этого требуется поработать молотком.
Процесс самостоятельной замены ШРУCа не требует особых умений и знаний, которые необходимы при разборке других узлов и агрегатов автомобиля. Однако если вы не уверены в своих силах, то лучше обратиться в ремонтную мастерскую, где специалисты смогут гарантировать качественное проведение работ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий